Минуло уже 68 лет, почти человеческая жизнь, с того момента, как на орхидейной сцене дебютировала каттлея под названием Bow Bells.
Шел 1945 год. Сентябрьское заседание членов Американского Орхидейного Общества. Клинт Макдейд из Rivermont Orchids представил пять экземпляров нового гибрида с белыми цветами под названием Cattleya Bow Bells. Цветы были настолько выдающимися, что один из экземпляров был отмечен дипломом First Class Certificate, а вся партия была награждена редкой Серебряной Медалью Совершенства от Американского орхидейного Общества. А самым удивительным было то, что для четырех из пяти орхидей, это было первое цветение.
Следующий раз Cattleya Bow Bells появилась в 1948 г на Miami Orchid Show, где еще два экземпляра получили First Class Certificates от Американского Орхидного Общества. Это был беспрецедентный случай в истории гибридизации каттлей, когда один уникальный грекс изменил понимание эталона белых гибридов. Отвечающая всем самым высоким требованиям судей, просто совершенная Cattleya Bow Bells стала редкостью и одним из самых именитых гибридов в истории орхидей.
За разведение Cattleya Bow Bells взялась британская компания Black & Flory, которая дала имя этому грексу, и зарегистрировала его в Royal Horticultural Society в апреле 1945 года.
Питер и Норман Блэк в одной из теплиц своей компании Black & Flory, откуда Cattleya Bow Bells (Edithae x Suzanne Hye)начала свое шествие по миру. 1945 г.
Компания Black & Flory была известна, как производитель восхитительных гибридов каттлей. Клинт Макдейд приобрел у них множество саженцев Cattleya Bow Bells, еще не достигших возраста цветения. Когда эти растения начали расцветать в его теплицах на Signal Mountain в Теннесси, он понял что «сидит на золотой жиле». Позже Макдейд охарактеризовал Cattleya Bow Bells как ботанический феномен среди орхидей. Он утверждал, что все экземпляры в партии обладают превосходными характеристиками. Эти орхидеи были очень сильными, с хорошей динамикой роста и зацветания, и совершенно неприхотливы в культуре. Цветки Cattleya Bow Bells с широкими лепестками красивой формы и крупная губа с гофрированными краем являли собой эталон красоты.
Ранее было выведено множество сортов белых каттлей, но только Cattleya Bow Bells получила такое множество наград. Всего их 49, включая 18 Awards of Merit и 5 First Class Certificates за первые представленные экземпляры. Судьи решили, что не погрешат перед орхидным сообществом, отметив эту каттлею таким количеством наград, настолько она хороша.
Cattleya Bow Bells - гибрид, полученный в результате скрещивания Cattleya Suzanne Hye и Cattleya Edithae. Знаменитый клон Cattleya Edithae – 'White Empress' получил First Class Certificate от Королевского Садоводческого Общества в Англии в 1914году и широко использовался компанией Black & Flory в производстве белых каттлей, но только кросс с Cattleya Suzanne Hye стал непревзойденным.
История Cattleya Bow Bells это – не просто рассказ о прекрасной белой каттлее. В нем, как и в любом хорошем повествовании есть и немного романтики, и грустные моменты, и переплетающиеся между собой интриги. Гибрид был назван в честь колоколов церкви Святой Марии-ле-Боу. Эта церковь была легендой Лондона. Местные жители говорили: «Ты не настоящий кокни, если не родился под звон колоколов церкви Святой Марии-ле-Боу». Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала от бомбежек.
Скорее всего, компания Black & Flory назвала свою новую каттлею Bow Bells , чтобы привлечь внимание общественности и помочь в сборе средств на восстановление разрушенной церкви. Так Cattleya Bow Bells стала символом Лондона, пережившего войну, и это была достойная дань великому городу.
А грустная история случилась с Cattleya Suzanne Hye, которая участвовала в создании Cattleya Bow Bells. Эта каттлея была настолько выдающейся, что компания Black & Flory сделала все возможное, чтобы не утратить ее. Когда стало известно, что немецкие войска планируют вторгнуться в Англию, компания Black & Flory предприняла решительный шаг – эту каттлею упаковали и выслали в Соединенные Штаты Америки, где она была бы в безопасности, находясь более чем в 5000 км от зоны боевых действий. Однако этот план провалился. Корабль, на котором Cattleya Suzanne Hye перевозили в Америку, был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул. Знаменитое растение было навсегда похоронено на дне Атлантического океана, и казалось, воссоздание оригинальной Cattleya Bow Bells станет не возможным.
Большинство экземпляров Cattleya Bow Bells были триплоидами, это подразумевает, что один из из ее родителей был тетраплоидом, а другой - нормальный диплоид. В данном случае, конечно, тетраплоидом являлась Cattleya Suzanne Hye, принадлежавшая Black & Flory. Однако генетические исследования ряда экземпляров Cattleya Bow Bells выявили несколько диплоидных и тетраплоидных растений, которые можно использовать в гибридизации. Цветки тетраплоидов были лучшего качества, и именно их использовали при создании первых кроссов.
Cattleya Bow Bells цветет осенью и хотя некоторые экземпляры цвели в другое время года, это были крайне редкие случаи. По этой причине цветки Cattleya Bow Bells не могли использоваться для срезки во время самого коммерческого весенне-летнего периода (Пасха, День матери и свадебный сезон в июне). В попытке сместить сезон цветения Cattleya Bow Bells к весне, Макдейд создал первый ее гибрид с крупноцветковой весенне-цветущей орхидеей - Cattleya mossiae ‘Wagneri’ (белая форма). Результат оказался феноменальным. Полученный кросс не только зацвел, как ожидалось, весной, но и дал отличные цветки, превосходящие по изяществу форм своих родителей. Макдейд назвал этот кросс Cattleya Bob Betts, (Cattleya Bow Bells х Cattleya mossiae ‘Wagneri’), и зарегистрировал его в 1950 году. Этот гибрид стал лучшим среди весенне-цветущих белых каттлей.
Впоследствии многие производители пытались сделать ремейк Cattleya Bob Betts, используя даже лучшие формы Cattleya mossiae ‘Wagneri’. Но когда саженцы расцветали, результат неизменно был отрицательным. Цветки уступали оригиналу по форме и размеру, и не шли ни в какое сравнение с оригинальным кроссом Макдейда, получившим к тому времени 66 наград Американского Орхидейного Общества, даже больше, чем ее родитель Cattleya Bow Bells.
Из-за ряда неудачных попыток повторить Cattleya Bob Betts, а также из-за того, что оригинальный кросс этого грекса преимущественно производит тетраплоиды, долгие годы ходили разговоры о том, на самом ли деле Макдейд использовал Cattleya Bow Bells в создании Cattleya Bob Betts. Интрига была очень сильна, пока производители пришли к окончательному выводу, что не смогут воспроизвести Cattleya Bob Betts.
С другой стороны, пока одни производители упорно бились над созданием ремейка Cattleya Bob Betts, другие создавали новые кроссы Cattleya Bow Bells с другими хорошими белыми каттлеями. То тут, то там слышались отзвуки колоколов Cattleya Bow Bells в новых гибридах: Cattleya Princess Bells (Empress Bells х Bow Bells), Cattleya Empress Bells (Edithiae x Bow Bells), Cattleya Angel Bells (Empress Bells x Little Angel), Cattleya Sleigh Bells (Jean Barrow х Bow Bells), Cattleya Laura Bells (Alice Shirai x Empress Bells), Cattleya Vesper Bells (Bow Bells x Vesper), Cattleya Signal Bells (Bow Bells x Gretchen Merrill), Cattleya Tiffin Bells (White Blossom х Bow Bells), Cattleya Tribells (Bow Bells x trianae), Cattleya Gaston Bells (Gaston Bultel x Bow Bells), Cattleya Margaret Bells (Bow Bells x Princess Margaret), Rhyncholaeliocattleya Heaton Bells (Bow Bells x Heatonensis) и многих других. Так в мгновение ока Cattleya Bow Bells стала прародительницей целого поколения белых каттлей. Кроме того Cattleya Bow Bells успешно скрещивали и с крупноцветковыми лавандовыми каттлеями, улучшая форму их цветов.